Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность— способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Руководство пользователя «Банк заданий» для учителей
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-9404 — «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо министерства просвещения Российской Федерации и Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17 сентября 2021 года № 03-1526 — «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».
ДОКУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
ДОКУМЕНТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо УОН от 12.10.2021 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»
- Приказ УОН №1359 от 11.10.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
- Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ № 25 г.Сочи им. Героя Советского Союза Войтенко С.Е.
- План мероприятий по функциональной грамотности на 2023-2024 учебный год